Сайт памяти Игоря Григорьева | Д. К. Войтюк. Огонёк Григорьевской души

Д. К. Войтюк. Огонёк Григорьевской души

Иногда я думаю, что человек держится за свое понимание как за спасательный круг, потому что дальше отчаяние. Изменить враз картину мира невозможно, да и опыт жизненный у каждого свой. Думаю, что надо доверять этому пониманию, проявлять милосердие и надеяться на Бога.

У каждого человека свои пути. Реконструкция души, если это возможно, процесс длиною в жизнь, при условии, что человек осознал свой путь и свои проблемы. Позия Григорьева – это попытка реконструкции души, израненной на полях сражений земных и духовных.

Стихотворение «Огонек» – это про душу и про ее поиски в странствиях поэта.

Что же ты не светел,
Огонек в окне?
Полно! Тужит ветер 
Обо мне.

Что же ты не светел,
Нет на то причин:
Я на белом свете
Не один.

Заиграй на тыне,
Тропку освети:
Мне сюда отныне
Нет пути.

 

Что же ты не светел,
Огонек в окне?

Как же может быть не светлым огонёк в окне?

Видимо, здесь речь идет о состоянии наблюдателя. Странник, прохожий, тот, кто покинул свой дом, проходя мимо окна, в котором светит огонёк, тем не менее – не видит в нем света. Для него свет давно погас. Что-то случилось в его собственном доме, в доме его души не горит больше свет. Все померкло и не радуют своей веселой игрой тени, которые рождает на стенах огонек, потревоженный сквозняком.

Полно! Тужит ветер 
Обо мне.

Полно! Что?

Быть светлым? Переживать? Грустить? Томиться по оставленному родному?

И что значит, что ветер тужит обо мне? Ветер – это знак иного мира. И это добрый знак! Так как ветер создает движение и причудливый танец огня. Да, он может погасить пламя, но он же и воздух, без которого невозможно гореть, без которого невозможно дышать. И этот воздух – это что-то родное душе поэта, это его стихия в нем есть что-то что напоминает о доме, о том доме, где живет Господь, где поэзия является основой жизни, жизни вечной жизни в Боге, в свете любви!

Что же ты не светел,
Нет на то причин:

Ведь об этом писал Григорьев в своем Огоньке. Что же ты не светел? Да нет на то причин: я на белом свете не один. Смотрите, как получается. Он не один, но при этом не светел. Я долго думал, как так можно быть среди людей и быть не светлым. А здесь другое. Здесь тоска по Богу, по подлинности, по подвигу. Григорьев совершил этот подвиг не только в псковских лесах во время войны как партизан, но и подвиг в слове как поэт. Его приход в современную жизнь также напоминает партизанские действия. Его слова призваны ликвидировать смерть и усилить жизнь.

Я на белом свете
Не один.

Заиграй на тыне,
Тропку освети:

Человек, покинувший свой родной дом и отправившийся в путешествие на поиски своей родной души – такова мотивационная напряжённость сюжета данного стихотворения. Состояние оставленности и покинутости, с одной стороны и состояние надежды и готовность воспринять в новом незнакомом – родное и близкое по духу. Что ищет душа в своем путешествии? На что надеется? Уповает ли найти Бога? Огонёк и есть сам главный герой. Огонёк и есть душа. Душа поэта.

И вот поэт идет и видит на заборе, противоположном окну, не сам огонь, но лишь пляску теней, но тропка, примыкающая к дому - освещена. Свет и тень, тын и тропка – границы разных миров, но соединенных и собранных воедино в восприятии поэта, в его душе.

Мне сюда отныне
Нет пути.

Нет пути к чужому счастью, но есть вечное движение души, есть мерцание огонька, который стремится к Огню большому, вечному, неугасимому, в дом Отца своего небесного. Так и происходит встреча поэта земного с Творцом неба и земли, видимым же всем и невидимым. В этом путешествии души поэта утешает память о доме и возможность запечатлеть чужое счастье в образах своей души. Надеждой на встречу с Богом живет душа и для поэта важно оставить земное и прикоснуться к Вечности. В этом и состоит завет и Промысел Божий для поэтической души.

И бывает так, что и возможности появляются, но смысл утрачивается. Поэтому, я думаю, что и хорошо, что не всё реализуется, что-то остается в столах или сжигается или просто человек понимает, что он не писатель. Григорьев был поэтом, потому что понимал ограничения слова и создавал и скал новые слова. Подлинный смысл надо искать в его жизни, стихи же – вольный комментарий к путешествию души.

Может потому и необходимо было пройти Игорю Григорьевичу в своем духовном пути через эти события своей жизни, чтобы творчеству его была дарована долгая жизнь. Посмотрите в какой славе сейчас приходит он к нам, после своей смерти, стихи его лечат душу и оживляют и они нужны людям.

В конце концов, осознание ограниченности собственной природы есть условие ее преодоления и есть уважение к свободе, которую даровал нам Бог.

Ведь не нашими силами, а его благодатью живем! Думать иначе - грешно.

Живое слово поэзии приходит в Россию.

И смысл этого станет понятен. Он откроется позднее и может уже не нам.

Но, нам должно быть радостно от того, что мы являемся свидетелями этого чуда. Я благодарен Богу за возможность быть сопричастным поэзии Игоря Николаевича Григорьева! Желаю и вам того же! Помогай вам Бог!

Д.К. Войтюк, кандидат психологических наук (г. Новосибирск)
23.01.2014 г., в день памяти святителя Феофана Затворника.

Огонек надежды. Фото: Юрий Морских.


«Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на всё, что не против Совести, готовый! Чего ещё?»
Игорь Григорьев