Сайт памяти Игоря Григорьева | Биография Игоря Григорьева

Биография Игоря Григорьева

 

Григорьев И. Н. Все перемелется. Автобиография

Валерий Мухин. Воспоминания о поэте Игоре Григорьеве

«В жизни и в поэзии я не мыслю себя без России...»: биография Игоря Николаевича Григорьева

Советная Н.В. Горевой цветок России. Очерк об Игоре Григорьеве.

 

gr1Григорьев Игорь Николаевич (17 августа 1923, д.Ситовичи Порховского р-на Псковской обл. — 16.01.1996, Петербург) — поэт. 

Отец Григорьева, крестьянский поэт-самоучка, в годы Первой мировой войны — храбрый воин, полный Георгиевский кавалер, участник Брусиловского прорыва. После окончания войны жил в деревне, пастушествовал. Мать, напротив, стала активной участницей строительства новой жизни, связала свою судьбу с сельским активистом.

За несколько лет до войны Григорьев с отцом и младшим братом, Львом, переехал в поселок Плюсса, где закончил десятилетку. Жили, по словам поэта, впроголодь, поэтому «не обходили с братом соседские сады и огороды».

К поэзии Григорьев приобщился рано — 5 лет отроду, выученный сестрой азбуке, прочел в каком-то растрепанном сборнике стих., которое поразило — оно было о таком же лесе, около которого стояла их деревенская изба и который «был другом и вторым домом» (Автобиография // Родимые дали. С.122). 

В 1941, как только на родную землю пришли оккупанты, Григорьев возглавил плюсскую подпольную организацию, в которую вошли его сверстники. В предисловии к сборнику «Жажда» он писал: «Когда мою помощницу и друга верного, Любовь Смурову, схватили фашисты (случилось это в поселке Плюсса 11 августа 1943 г.), мы с братом бежали в партизаны».

После войны Григорьев промышлял охотой в костромских лесах, работал фотографом на Вологодчине, геологом в Прибайкалье. 

В 1956 в газете «Псковская правда» были опубликованы 3 стихотворения Григорьева. С этого времени поэзия стала его основной профессией. Печатался в журналах «Звезда» и «Нева», в газетах и сборниках, много занимался переводами эстонских, белорусских, латышских, азербайджанских поэтов. 

К первой своей книге стихотворений «Родимые дали» (1960) шел долго и трудно, но затем поэтические книги Григорьева выходили одна за другой: «Зори да версты», «Листобой» (обе - 1962), «Сердце и меч» (1965), «Горькие яблоки» (1966). 

В 1967 в жизни Григорьев произошел крутой поворот: он вернулся в Псков, где создал и возглавил Псковскую писательскую организацию. Работать приходилось в недоброжелательной обстановке. Его шантажировали тем, что он не соблюдает «правил соцреализма». «Мои собратья по перу не «поделили псковской славы»,— с горькой иронией говорил Григорьев. Да и подорванное здоровье снова дало знать о себе. 

В издательствах Москвы и Ленинграда продолжали выходить книги Григорьева: «Забота» (1970), «Не разлюблю» (1972), «Красуха» (1973), «Жажда» (1977), «Стезя» (1982), «Русский урок» (1991), «Кого люблю» (1994) и др. Две книги вышли уже посмертно: «Набат: Стихи о войне и Победе» — в Пскове, «Боль: Избранное» — в Санкт-Петербурге (обе - 1995). 

Уйдя с руководящего поста, Григорьев фактически оставался вожаком псковских писателей. Его душевная щедрость не имела границ. В Пскове и после его смерти продолжают проводиться вечера, посвященные его поэзии. 

Главные темы поэзии Григорьев — Россия, родная земля с ее бескрайними просторами и беспредельными тяготами народной судьбы; любовь, давшая самое большое человеческое счастье — детей и внуков (им посвящен сборник-завещание «Крутая дорога: Стихи о судьбе и родине»); и война, опалившая юность, навек оставшаяся пулями под сердцем и неизбывной болью в самом сердце. «Лихое и страшное время — никогда не перестану думать о тебе!».

И мне мерещится доныне

Ребенок, втоптанный в песок,

Забитый трупами лесок

Как Бог распят старик на тыне...»

(«Я помню огненную ночь»).

Незадолго до смерти Григорьев подготовил сборник «Набат» с посвящением: «Тебе, отец мой... Георгиевский кавалер, ротный командир Первой мировой войны, и тебе, брат мой... разведчик-партизан Великой Отечественной, отдавший жизнь за скорбное Отечество наше, посвящаю выстраданный вами "Набат". Да будет вам пухом мать-сыра земля! Спите спокойно, я никогда не отрекусь от России!» 

Его поэзия своеобразна по языку и стилю, включающему в себя и современный, живой разговорный язык, и традиции устного народно-поэтического творчества, и русскую литературную классику. Григорьев принадлежал именно к той плеяде поэтов (А.Яшин, С.Викулов, Н.Рубцов и др.), которые задавались «строгим вопросом» — быть или не быть России? 

Официальная критика не жаловала поэта. Глубокого и всестороннего анализа творчества мастера трагической лирики (в которой можно ощутить следы влияния не только С.Есенина, но и А.Блока) пока еще не было. Несколько кратких одобрительных отзывов опубликовали Л. Мартынов, А. Эльяшевич, В. Панова, В. Шошин. Григорьев оказал влияние на творческое становление С. Молевой, В. Голубева, А. Горелова — молодых поэтов, объединившихся вокруг Григорьев в 1970-е. 

Сын поэта, Г.И. Григорьев, писал о стихах отца: «В них истинная боль и крик вещей русской души! Кто из нынешних поэтов постиг в такой глубине истоки Русской земли? В его стихах сплав времен, их неразрывное единство... Его пронзительные строки будят уснувшие сердца не в пример всем возможным усыпляющим маршам» («Крутая дорога», С.4). 

Поэзия Григорьева учит непримиримой борьбе со злом, доброму, бескорыстному отношению к людям; кровной привязанности к родному краю — «малой» родине; трепетному отношению и жалости к природе, ко всему сущему; способности противостоять бедам и переносить любые невзгоды.

 

«Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на всё, что не против Совести, готовый! Чего ещё?»
Игорь Григорьев